В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе муниципального управления в сфере землепользования. Целью данного контроля является — сохранение земли, как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Организация и проведение муниципального земельного контроля осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с:

— Конституцией Российской Федерации;

— Земельным кодексом Российской Федерации;

— Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— Постановлением Правительства Российской Федерации № 689 от 15.11.2006г. «О государственном земельном контроле»;

— Уставом МО «Максатихинский район»;

— Постановлением администрации Максатихинского района от 20.07.2016г. № 380-па «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Максатихинского района».

Основной функцией муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:
— установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением (видом разрешенного использования);

— соблюдение сроков освоения земельных участков;

— оформление прав на земельный участок;

— недопущения самовольного занятия земель;

— своевременный возврат земельных участков, предоставленных в аренду;

— хранением и воспроизводством плодородия почв при использовании земли, как средства производства в сельском хозяйстве;

— предотвращением вреда воздействия на окружающую среду при использовании земли в различных сферах хозяйственной и иной деятельности;

— исполнения предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранения нарушений в использовании земель, вынесенных должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль;

— выполнение иных требований по использованию и охране земель, установленных муниципальными правовыми актами.

На территории МО «Максатихинский район» муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых), на основании распоряжения администрации Максатихинского района. Порядок организации и проведения данных проверок регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разъяснения основных положений которого, размещены на официальном сайте администрации Максатихинского района в сети «Интернет».

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по муниципальному земельному контролю, утвержденным Главой администрации Максатихинского района и согласованным с прокуратурой. Данный план размещен на официальном сайте администрации Максатихинского района в сети «Интернет».

Внеплановые проверки проводятся с целью соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнений предписаний органов муниципального контроля, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Результатом исполнения функции муниципального земельного контроля на территории МО «Максатихинский район» является:

— выявление признаков нарушений законодательства Российской Федерации, нормативно — правовых актов Тверской области и муниципального образования или установление отсутствия таких признаков;

— при обнаружении достаточных фактов, указывающих на административное правонарушение, направление материалов в уполномоченные органы для рассмотрения и принятия мер административного характера, а также внесение предписаний, с последующем осуществлением контроля за их исполнением.

Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования «Максатихинский район» осуществляется должностными лицами Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Максатихинского района.

В ежегодный план проведения плановых проверок на 2018 год включены 2 организации — юридические лица. За истекший период 2018 года одна из запланированных организаций проверена, в ходе проведенных проверочных мероприятий нарушений земельного законодательства не выявлено.

Вместе с тем, на 2018 год также запланировано и утверждено Главой Максатихинского района 20 проверок физических лиц. В первом квартале 2018 года проведено 4 проверки, из них в 3 проверках установлены нарушения земельного законодательства. Материалы по данным проверкам направлены в федеральные органы государственного земельного надзора, для возбуждения, в отношении граждан, допустивших нарушения, дел об административных правонарушениях и принятия в отношении них законного и обоснованного решения. Кроме того, в адрес лиц, допустивших нарушения земельного законодательства, внесены предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, исполнение которых будет проверено дополнительно, в соответствии со сроками, установленными в предписании.

По результатам представленных материалов территориальный орган государственного надзора Управления Росреестра вправе привлечь правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ):

— статьей 7.1. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

— статьей 7.34. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.

Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, — влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

— статьей 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод: чтобы избежать привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства в виде денежных штрафных санкций, в довольно крупных размерах, абсолютно все категории землепользователей: физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с действующим законодательством, обязаны независимо от желания оформить в установленном порядке документы на право собственности, пользования, владения и распоряжения конкретными земельными участками различного целевого назначения и использовать их в рамках действующего на территории РФ земельного законодательства.

Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Максатихинского района.