Во вторник, 27 мая в п. Максатиха прошло очередное заседание координационного Совета туристско-рекреационного кластера «Бежецкий Верх» с участием представителей семи муниципальных районов северо-востока Тверской области, в том числе и нашего Максатихинского района.

Несколько лет назад по инициативе комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области для более динамичного и успешного продвижения туристского потенциала Тверской области был использован прием туристского зонирования, в результате вся территория региона была условно поделена на восемь туристских зон, одна из которых получила свое историческое название — «Бежецкий Верх».

В 2011 году представители районов, входящих в эту зону, Бежецкого, Весьегонского, Краснохолмского, Максатихинского, Молоковского, Сандовского и Сонковского, создали Координационный Совет по развитию туризма, председателем которого была избрана Ирина Соловьева, директор бежецкой турфирмы «Плот-тур».

Цель создания кластера — привлечение туристов с предварительной подготовкой для их приёма, размещения, питания, разработка и утверждение туристических программ, путеводителей в каждом из районов «Бежецкого Верха», совместная скоординированная работа в этом направлении. 

Открыл заседание начальник Управления по делам культуры, молодёжной политики, спорта и туризма Максатихинского района С. Виноградов. Он представил участников заседания, передал всем слова приветствия от главы администрации Максатихинского района В. Елиферова, и пожелание участникам плодотворной работы на благо развития «Бежецкого Верха».

DSC07036

В повестку дня заседания были включены: презентация проекта создания туристского Центра Международного Творчества «Бежецкий Верх», доклад экспертной группы проекта «Настоящая Россия», посвященный результатам экспресс-исследования туристического потенциала турзоны «Бежецкий Верх», подведение итогов работы Координационного Совета в 2013 году и планы на 2014 год, заседание круглого стола, посвященного работе сферы туризма малых исторических городов в условиях ограниченного финансирования.

За сухими строками повестки дня скрыта интереснейшая работа в сфере развития туризма. Не будет преувеличением сказать, что доклады Ю. Щеголькова о проекте «Настоящая Россия», преподавателя кафедры медиакоммуникаций ГУ Высшая школа Экономики А. Трифонова о брендинге малых исторических городов, директора туристско-информационного центра г. Углич Ю. Вороновой о том, как Углич из обычного городка превратился в один из ведущих туристических центров России, присутствующие на заседании представители 7 районов области слушали затаив дыхание. Примеры того, как обычные заброшенные российские деревеньки возрождались, благодаря умело определенному туристическому бренду, вселяли надежду на то, что «Бежецкий Верх», имеющий в своем арсенале 16 Домов культур, 13 гостиниц, 21 базу отдыха, 3 детских оздоровительных лагеря, 74 храма, 22 памятника Вов, 13 музеев, 3 действующих монастыря, 22 стоянки древних людей, городищ и курганов, 25 объектов питания и 34 объекта событийного туризма, при верном подходе может стать привлекательным местом для туристов.

DSC07173

О том, как можно привлечь туристов на нашу землю и шел разговор на заседании.

Интересные предложения были озвучены председателем Координационного Совета И. Словьевой. Это и продолжение почина г. Бежецка, в котором открыли памятник балалайке. А почему бы не создать целую аллею, посвященную народным инструментам России или мира. Нашим землякам посвящены экспозиции в 34 музеях по всему миру. Почему бы не создать музей, в котором собрать копии всех экспонатов этих музеев. 34 музея в одном — привлекательный бренд для туристов.

Но, прежде всего, в развитии туристической составляющей территории важен ее анализ. О своем проекте «Настоящая Россия» рассказал Ю. Щегольков. Суть предприятия в том, что команда журналистов, фотографов и экспертов посещает провинциальный город в качестве обычных туристов. «Полевым работам» предшествует полный сбор информации об этом месте, просмотр видеофильмов, обсуждение на форумах и т.д. Команда профессионально осматривает город и природные ландшафты, оценивает, насколько он интересен с точки зрения туризма, осмотра достопримечательностей и памятников архитектуры. Наблюдает, насколько люди готовы к приему туристов, оценивает качество общественного питания, транспортную доступность. 

По их возвращении выпускается серия туристических очерков о городе, а также готовятся аналитические исследования о том, что, с точки зрения экспертов, надо изменить для привлечения туристов. Совсем не обязательно, что эксперты «потребуют» крупных денежных вливаний в инфраструктуру, иногда достаточно просто изменить статью в Википедии, объяснить городской администрации, какие достопримечательности показывать в первую очередь, как эффективно участвовать в выставках и т.д. Результаты исследований докладывают на проектных сессиях, как правило, спустя две-три недели после визита команды «Настоящей России». Это выглядит как большая творческая дискуссия о путях развития туризма или обучающий семинар, на которых эксперты объясняют, как продвигать город с помощью новостей, как наладить работу ТИЦ или как из маленького фестиваля сделать многотысячное мероприятие.
 
Очень важно понять, каков бренд города. Об этом рассказал А. Трифонов. А также о том, какой вид туризма можно развивать в районе при отсутствии гостиниц, как «заманить» проезжающих туристов на свою территорию.

DSC07038

Рассказ Ю. Вороновой о превращении Углича в туристический центр можно было сразу брать на вооружение, как план действий. Интересен опыт развития в Угличе частных музеев, каждый из которых посвящен какой-то своей теме, предмету, событию. Интересен опыт художественных мастер-классов для туристов, когда человек, например, не просто покупает сувенир, а сам принимает участие в его изготовлении, или постигает азы национальной кулинарии, гончарного дела и т. п. Это привлекает людей. Интересен опыт создания «Рассеянных отелей» — когда несколько десятков частных домов предлагают посуточное проживание туристам в атмосфере уютного домашнего очага.

За круглым столом представители районов и гости обсудили еще немало вопросов, связанных с организацией туристического бизнеса на их территориях, разработали план работы на ближайшую перспективу. Приняли решение принять участие в проекте «Настоящая Россия», привлечь команду Ю. Щеголькова к работе по изучению «Бежецкого Верха», чтобы с учетом полученных результатов определить дальнейший план работы по развитию туризма в регионе.

Пресс-служба администрации Максатихинского района.