Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2017 году он пройдет под девизом: «Consumer Rights in the Digital Age» — «Потребительские права в цифровую эпоху».

Сфера оказания различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в настоящее время очень востребована. В России наблюдается настоящий бум дистанционной торговли. Россияне, оценившие отсутствие торговых накруток и широту ассортимента, покупают все: от белья до бытовой техники. Иногда разочаровываются, периодически отказываются от покупок, благо такая возможность в большинстве интернет-магазинов предусмотрена, временами жалуются на нечестных продавцов — и крайне редко обращаются к помощи закона, когда их права нарушают. К сожалению, неурегулированные законодательством отношения данной области потребительского рынка позволяют недобросовестным представителям бизнес-сообщества использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб законных прав потребителей.

Уважаемые потребители, помните, что при совершении покупок дистанционным способом (в интернет-магазинах, телемагазинах и др.) нужно быть бдительным еще до оформления заказа, ведь обман легче предотвратить, чем потом добиваться правды у недобросовестного продавца или в суде.

До совершения покупки в интернет-магазине необходимо:

1) изучить информацию на сайте и, прежде всего, о регистрации магазина-продавца в качестве юридического лица (или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица), адрес юридический, офиса и почтовый адрес, попытаться найти ИНН, ОГРН, посмотреть какие номера телефонов указаны — наличие только мобильных номеров подозрительно. Добросовестный продавец размещает всю необходимую информацию. Если информация скудная или ее вовсе нет — лучше искать нужный товар в другом месте. Магазин виртуальный, а вот юридическое лицо, с которым покупатель заключает договор и которому, возможно придется предъявлять претензии, место его нахождения, вполне реальное. Не исключено, что в случае доставки некачественного товара вам придется обращаться в суд и уже там доказывать сам факт покупки именно у этого продавца. Согласно Правил продажи товаров дистанционным способом в случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:

а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

г) обязательства покупателя.

2) узнать условия оплаты — если предлагается только предоплата следует насторожиться; сравнить цены на аналогичный товар с ценами других продавцов — ведь скорее всего один тот же товар аналогичного качества не может стоить на 50 % дешевле.

В момент доставки товара, не спешите подписать какие-то бумаги, отдать деньги и забрать товар. Проверьте указанные сведения о продавце, товаре, его количестве, стоимости и т.д. в акте приема-передачи товара, накладной или ином документе, подтверждающем передачу товара и сведения, указанные в документе, подтверждающем оплату товара (продавец, цена). Не поленитесь раскрыть упаковку и проверить соответствие доставленного товара заказанному, целостность, комплектность товара, наличие документации к нему, представленной информации о товаре и о возможности возврата товара. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом должна содержать:
а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе также разъясняет, что продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством сети Интернет, регулируется соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ, ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами.

Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

От товара, купленного в Интернет-магазине, покупатель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара — в течение семи дней.

В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеуказанном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения).

Однако при этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен только если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае покупатель в целях защиты своих прав должен руководствоваться положениями статей 18-24 Закона РФ «О защите прав потребителей», касающихся порядка замены товара с недостатками, их устранения, возврата уплаченной за него суммы, возмещения убытков.

Относительно сроков доставки товаров, приобретенных дистанционным способом, законом предусмотрено следующее: если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Разумность срока в договорах купли-продажи определяется исходя из условий договора, в частности из необходимости перевозки, доставки товара продавцом или предоставления товара покупателю в месте нахождения продавца, специфики товара и т.п.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ, в виде возмещения убытков и выплаты неустойки.