Установлен порядок принятия комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав решений о назначении, об отмене назначения или о замене наставника для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним

Приказ Минпросвещения России от 23.12.2024 № 1020 «Об утверждении Правил принятия комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав решений о назначении, об отмене назначения или о замене наставника и (или) организации, указанных в пункте 1 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Порядка взаимодействия наставника, организации, указанных в пункте 1 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формы отчета о проведенных с несовершеннолетним мероприятиях и формы заявления об отмене назначения или о замене наставника и (или) организации, указанных в пункте 1 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Кроме этого, приказом утверждены:

порядок взаимодействия наставника, организации, указанных в пункте 1 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

форма отчета о проведенных с несовершеннолетним мероприятиях;

форма заявления об отмене назначения или о замене наставника.

Настоящий приказ вступает в силу с 5 февраля 2025 года.

  1. Внесены изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Росреестром и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)

Приказ Росреестра от 06.12.2024 № П/0392/24 «О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора), утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 июля 2021 г. N П/0303»

Утратившим силу признан такой индикатор, как несоответствие площади используемого юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

  1. Правительство дополнило перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и перечень препаратов для лечения высокозатратных нозологий

Распоряжение Правительства РФ от 15.01.2025 N 10-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р»

В частности, в перечень ЖНВЛП в том числе включены позиции «алоглиптин + пиоглитазон», «занубрутиниб», «даратумумаб», «изатуксимаб», «нурулимаб + пролголимаб». Ряд позиций перечня изложен в новой редакции.

В минимальном ассортименте лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, скорректирована позиция «амоксициллин».

Распоряжение вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

  1. Подписан указ о проведении в 2025 году Года защитника Отечества

Указ Президента РФ от 16.01.2025 N 28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества»

Данное решение принято в целях сохранения исторической памяти, в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, в благодарность ветеранам и признания подвига участников специальной военной операции.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

  1. Усилена административная ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности

Федеральный закон от 28.12.2024 № 516-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без представления уведомления и за несообщение сведений об изменениях в отношении уведомления в случае, если сообщение таких сведений является обязательным и осуществляется самим юрлицом или ИП. Размер штрафа составит для должностных лиц от 7 тысяч до 12 тысяч рублей, для юрлиц — от 24 тысяч до 48 тысяч рублей.

Вводится ответственность за повторное нарушение. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, юрлиц — на сумму от 50 тысяч до 60 тысяч рублей.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

  1. Установлены сроки пребывания в России лиц, гражданство которых прекращено

Федеральный закон от 28.12.2024 № 517-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Например, лица, находящиеся на территории РФ, гражданство РФ которых прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.04.2023 N 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», имеют право временно пребывать в РФ в течение 15 календарных дней со дня уведомления о принятом решении о прекращении гражданства, но не более 30 календарных дней со дня направления такого уведомления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Кроме того, в частности, скорректирован круг лиц, которым выдается вид на жительство без получения разрешения на временное проживание.

Также предусмотрено, что иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента может подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ также решением о признании носителем русского языка, принятым до 26 октября 2023 года комиссией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

  1. Контролируемое лицо вправе отказать инспектору в проверке при отсутствии в его документах двухмерного штрихкода

Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Также контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документы, оформленные контрольным (надзорным) органом, нанесен некорректный двухмерный штриховой код, посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, содержащую информацию об указанном мероприятии, за исключением случаев, когда до начала проведения мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.

Закреплено право контролируемого лица, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Введены положения об обязательном профилактическом визите, а также о профилактическом визите по инициативе контролируемого лица.

Предусмотрены другие положения, направленные на совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

  1. Установлены особенности использования музыкальных и иных произведений, посвященных Великой Отечественной войне

Федеральный закон от 28.12.2024 № 545-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

Правительство РФ наделено полномочием формировать общедоступный перечень правомерно обнародованных до 26 декабря 1991 года музыкальных произведений (с текстом или без текста) и иных произведений, связанных с событиями или периодом Великой Отечественной войны. Авторы или иные правообладатели, общероссийские общественные объединения вправе представлять предложения о включении таких произведений в указанный перечень.

Произведения, включенные в перечень, допускается использовать путем публичного исполнения, публичного показа, доведения до всеобщего сведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения для целей проведения организуемых органами публичной власти либо по их заказу, либо общероссийскими общественными объединениями, либо учрежденными на основании федерального закона, решений Президента РФ, или Правительства РФ, или других органов публичной власти иными организациями, либо обязательными общедоступными теле- и радиоканалами праздничных шествий, собраний, митингов, демонстраций и иных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, дням воинской славы или памятным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны, без цели извлечения прибыли.

  1. Скорректирован порядок направления гражданами в государственные органы обращений в форме электронного документа

Федеральный закон от 28.12.2024 № 547-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Уточняется, что под обращением понимаются предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг, иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо их официального сайта в сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

Закреплено, что в целях обеспечения безопасности граждан в связи с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД, ФСБ, СВР, ФСО может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения и соответствующих уведомлений.

Также уточняются особенности направления ответа на поступившее обращение.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 30 марта 2025 года.

  1. В Закон о молодежной политике в РФ внесены многочисленные поправки

Федеральный закон от 28.12.2024 № 550-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»

Внесенными изменениями уточнены понятийный аппарат, цели молодежной политики, полномочия органов государственной власти в указанной сфере, установлены категории и виды учреждений молодежной политики в соответствии с количеством и перечнем реализуемых ими основных направлений молодежной политики, а также требования к деятельности указанных учреждений и пр.

Дополнены основные направления молодежной политики. К таковым отнесены, в том числе: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи; формирование у молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологий терроризма, экстремизма, иных деструктивных идеологий, а также формирование устойчивости к их пропаганде; правовое просвещение и правовое информирование молодежи; содействие реализации прав молодых граждан на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; формирование у молодежи экологической культуры и экологически ответственного мировоззрения и др.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  1. Уточняются жилищные права членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения и вносятся изменения в Закон о долевом строительстве

Федеральный закон от 26.12.2024 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Так, подписанным законом установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им сохраняется у бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, а также у бывших членов семьи собственника жилого помещения, право собственности на которое возникло на основании документа, подтверждающего полную выплату паевого взноса членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, при условии, что в момент полной выплаты паевого взноса эти лица были указаны в качестве членов семьи члена кооператива в соответствующем ордере, либо до указанного момента были вселены в жилое помещение в качестве членов семьи.

Сведения о членах (бывших членах) семьи собственника жилого помещения теперь будут включаться в ЕГРН.

Также в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закреплено, что ипотека приватизированного жилья, которым пользуются члены семьи (бывшие члены семьи) собственника жилого помещения, устанавливается с оформленного в письменном виде и нотариально удостоверенного согласия таких членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения.

Кроме этого, внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которым:

договор долевого участия может предусматривать условие о соответствии результата производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки стандарту организации, зарегистрированному в Федеральном информационном фонде стандартов;

гарантийный срок на результат производства отделочных работ и элементов отделки устанавливается договором и не может составлять менее чем один год со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

при нарушении застройщиком требований к результату производства отделочных работ, работ по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки, изделий и оборудования общая сумма, подлежащая взысканию с застройщика, не может превышать три процента от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

  1. Подписан закон о сокращении количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством

Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Предусмотрено приостановление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений земельного участка, за исключением осуществления государственной регистрации сервитута в отношении такого земельного участка.

Также определено, в каких случаях строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными.

Введена обязанность юридических лиц представлять заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронном виде, за исключением отдельных случаев.

Большинство поправок вступит в силу с 1 марта 2025 года.

  1. С 1 марта 2025 года вступает в силу закон о сокращении сроков в рамках процедуры торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Федеральный закон от 28.12.2024 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В частности, сокращен срок, в течение которого на официальном сайте уполномоченного органа должно размещаться извещение о проведении аукциона до даты его проведения.

Также сокращен срок подписания и представления в уполномоченный орган победителем аукциона, иным определенным Земельным кодексом лицом проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.

  1. КС РФ уточнил порядок исчисления штрафа, взыскиваемого с исполнителя (страховщика) за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2024 № 59-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в связи с жалобой гражданина С.В. Калашникова»

Выявлен конституционно-правовой смысл абзаца первого пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Конституционным Судом отмечено, в частности, что интересы гражданина, заключившего договор личного страхования по согласованию с банком, который предоставил ему кредит, и интересы банка в том, что касается взыскания страхового возмещения со страховой компании, в известной мере совпадают. При этом право гражданина, заключившего договор личного страхования в пользу банка, можно считать нарушенным вследствие отказа страховой компании удовлетворить его требования (об исполнении в пользу банка) в добровольном порядке и, соответственно, подлежащим в таком случае защите, в том числе судебной.

С экономической точки зрения выгодоприобретателем в этих отношениях выступает не столько кредитная организация, сколько гражданин, так как он добивается взыскания денежных средств в своем интересе, но опосредованно: путем перечисления их в счет погашения кредитного договора (на счет кредитной организации). Следовательно, конечным выгодоприобретателем возмещения в таких случаях будет именно гражданин, выступающий в роли потребителя.

Буквальное истолкование оспариваемой нормы позволяет значительно уменьшить базу для начисления штрафа, в связи с чем противоречит предназначению этой нормы, препятствуя достижению справедливого баланса публичных и частных интересов. Данный штраф представляет собой одну из сверхкомпенсационных мер, которые применяются дополнительно к мерам, направленным на возмещение имущественных потерь, при этом основной его целью признается стимулирование предпринимателя в потребительских отношениях к добровольному удовлетворению требований потребителя на досудебной стадии.

Если исходить из того, что исчисление штрафа непосредственно связано с объемом исковых требований, подлежащих удовлетворению судом, то вполне очевидно проявляется прямая взаимосвязь: чем выше «стоимость» требований потребителя, тем больше должна быть ответственность за их необоснованное неисполнение в добровольном порядке. Также не должно быть никакой разницы в том, в чью именно пользу и в каком размере присуждается имущественное предоставление. Важно лишь то, что оно было истребовано потребителем и не было осуществлено в добровольном порядке.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку она не может быть основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя (страхователя), заключившего договор, составной частью которого является страхование жизни и здоровья с целью обеспечения частичного или полного погашения обязательств по кредиту при наступлении страхового случая, о взыскании в его пользу со страховщика в соответствии с судебным решением, предусматривающим удовлетворение его требования, суммы штрафа, рассчитанной в том числе с учетом страхового возмещения, которое согласно условиям договора в части личного страхования получает третье лицо — кредитная организация, если исполнитель (страховщик) не исполнил обязательство по требованию потребителя (страхователя) в добровольном порядке.

Придание оспариваемому законоположению другого значения означало бы отступление от обеспечения разумного баланса прав и обязанностей потребителя и исполнителя. Признание оспариваемого законоположения не противоречащим Конституции РФ не препятствует федеральному законодателю с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, внести изменения в правовое регулирование рассмотренных отношений.

  1. Для покупки жилого помещения за счет средств материнского капитала потребуется заключение о его пригодности для проживания

Федеральный закон от 26.12.2024 № 495-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Законом установлено, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть отказано в случае отсутствия заключения о соответствии жилого помещения, являющегося жилым домом (частью жилого дома), в том числе домом блокированной застройки, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Данные положения не распространяются на лиц, подавших заявления в органы СФР до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

  1. С 1 января 2025 года вступают в силу Правила ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости

Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1927 «Об утверждении Правил ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости»

Правила определяют порядок ведения указанного общедоступного реестра, в том числе внесения в него сведений, изменения и исключения сведений из реестра.

Реестр ведется Федеральной службой по труду и занятости с учетом требований законодательства о защите персональных данных.

  1. Утверждены новые Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1873 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»

Расчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг осуществляется на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и имуществе, принадлежащем им (ему) на праве собственности.

В частности, предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством); военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы; лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу; лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими; лица, находящиеся в розыске; состоящие в браке несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения.

Определен перечень доходов, полученных в денежной форме, учитываемых при расчете среднедушевого дохода.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.