Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в первую очередь это говорит, о необходимости выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, которые прибывают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на срок действия договора о трудовой деятельности, который не может превышать одного года.

Правительство РФ определяет потребности в привлечении иностранных работников, по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, в том числе и в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Так, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год» на 2013 год была определена потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников в количестве 1 745 584 человек. Из данной квоты наиболее востребованы (более четверти от общего количества) рабочие, занятые на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

За прибывшими на территорию Российской Федерации иностранными гражданами осуществляется миграционный контроль.

Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, согласно которому федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

В ходе проверки должностными лицами, проводящими проверку, осуществляются следующие мероприятия:

а) беспрепятственный осмотр территории в целях установления факта нахождения иностранных граждан или лиц без гражданства на территории проверяемого объекта (при проведении выездной проверки);

б) проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания и соблюдения установленного порядка осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности, а также порядка привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

в) получение на основании мотивированного письменного запроса информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету документарной проверки;

г) фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.

При выявлении нарушений миграционного законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ — незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусматривающей наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Сам иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ — незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, предусматривающей ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Законодательством также предусмотрен срок, в течение которого иностранный гражданин обязан выехать с территории России, в случае, когда разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные этому иностранному гражданину, аннулированы. Такой срок составляет 15 дней.

В случаях, когда иностранный гражданин, не исполняет указанные требования, он подлежит депортации, а именно принудительной высылке иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация иностранных граждан осуществляется федеральным либо территориальным органом ФМС при четком взаимодействии с органами МВД, и его территориальными подразделениями, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранца.

А. В. Марченко, помощник прокурора Максатихинского района, юрист 2 класса.