Управление Росреестра по Тверской области информирует граждан о вступлении в силу с 18 ноября 2019 года Административного регламента осуществления Росреестром государственного земельного надзора. Документом определены порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора.

Новый регламент направлен на повышение прозрачности проверок земельного законодательства. Он содержит в себе ряд нововведений и учитывает последние изменения законодательства в части осуществления процедур проведения проверок, мероприятий по профилактике правонарушений, взаимодействия с органами прокуратуры при осуществлении проверок, а также особенности их проведения в отношении органов государственной власти.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Новый административный регламент предусматривает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора. Внедрение с 2015 года процедуры административного обследования земельных участков, позволяющей проведение работ дистанционными способами, положительно сказывается на эффективности проведённых проверок. За 9 месяцев 2019 года по итогам проведённых проверок сотрудниками Управления выявлено 804 нарушения земельного законодательства. Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, составила 80%».

Стоит отметить, что законность правоприменительной практики Росреестра при привлечении к ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению оценена решением Верховного Суда РФ. Речь идёт о случаях, когда при проведении проверок инспекторы Росреестра выявляли, что здания или помещения в здании используются не в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка.

Учтены и положения Земельного кодекса РФ, предписывающие должностным лицам Росреестра информировать органы местного самоуправления о выявлении размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешённым использованием земельного участка или установленными ограничениями его использования.
Заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов: «Например, здание находится на земельном участке, предназначенном для промышленных объектов, а на участке расположены административные здания, торговые центры или предприятия общественного питания. В этом случае такой земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с видом разрешённого использования. В своём определении Верховный Суд РФ признал правильными действия Росреестра и поставил точку в этом вопросе. Своё решение суд обосновал ещё и тем, что, используя таким образом здания, владелец фактически уклоняется от уплаты земельного налога, ставка которого рассчитывается с учётом вида разрешённого использования, меняется порядок расчёта кадастровой стоимости».