Осенью 2003 г. в г.Мерида (Мексика) была открыты для подписания Конвенция ООН против коррупции. Инициатором учреждения дня выступила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Цель — привлечение внимания к проблеме коррупции во всем мире, предупреждение этого социального зла и борьбы с ним. Дата, утвержденная ООН, отмечается во всех странах, входящих в эту всемирную организацию. Сегодня под документом стоит подпись 172 государств нашей планеты, в том числе и Российской Федерации. Коррупция — злободневная проблема многих стран мира, независимо от их уровня социально-экономического развития.

Что такое коррупция?

Согласно ч.1 ст.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции

Деятельность федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Уведомление об обращениях в целях склонения государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Защита лиц, сообщивших о фактах коррупции

Российская Федерация является участником Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.

Согласно данному закону Россия обязуется принять Конвенцию за договорноправовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции. Система защиты заявителей о коррупции представляет комплекс мер, в том числе законодательных, направленных на защиту прав лиц, сообщающих о возможных фактах коррупции.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определенные меры защиты заявителей о коррупции предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

К ним относятся, во-первых, особый порядок применения мер дисциплинарного характера к государственным служащим или служащим государственных корпораций, сообщившим о фактах коррупции, согласно которому рассмотрение дисциплинарного проступка осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в котором предусмотрена возможность участия прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде.

Во-вторых, для граждан, не состоящих на государственной службе, готовящихся сообщить о фактах коррупции, либо в случае нарушения законных прав и интересов в связи с такими сообщениями предусмотрена возможность получения бесплатной юридической помощи.

Кроме того, в целях обеспечения безопасности применяются как процессуальные, так и непроцессуальные меры защиты в отношении лиц, содействующих уголовному правосудию.

Процессуальные меры закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 9 ст. 166, ч.2 ст.186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278).

Непроцессуальные меры защиты регламентированы Федеральным законом от 20.08.2014 № 119 – ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Статьями 5, 7-9,11,12, 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлены меры, обеспечивающие безопасность граждан, реализующих свое право на оказание помощи органам внутренних дел и другим субъектам ОРД в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов.