Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия экстремизму и терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию экстремисткой и террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений экстремизма и терроризма.
Данная система противодействия экстремизму и терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия экстремизму и терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антиэкстремистcких и антитеррористических мероприятий.
Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Одной из сфер деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму и проявлениям экстремизма. Данная сфера является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры Российской Федерации.
В 1 полугодии 2015 г. прокуратурой Максатихинского района при осуществлении надзора в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму и проявлениям экстремизма проведено 27 проверок, в ходе проведения данных проверок выявлено 47 нарушений закона, в связи с выявленными нарушениями прокуратурой Максатихинского района внесено 10 представлений, по представлениям прокурора 8 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 5 исковых заявлений.
Зачастую органами местного самоуправления не принимаются своевременно меры к решению поставленных задач в области противодействия терроризму и проявлениям экстремизма.
Так, например, прокуратурой Максатихинского района проведена проверка исполнения администрациями Максатихинского района, Зареченского, Селецкого, Рыбинского сельских поселений законодательства о противодействии терроризму, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения указанных проверок было установлено, что в нарушение требований закона администрациями Максатихинского района, Зареченского, Селецкого, Рыбинского сельских поселений, предварительный отбор участников размещения заказов в целях оказания ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Максатихинского района в интересах неопределенного круга лиц в Максатихинский районный суд направлено 4 исковых заявления об обязании администраций Максатихинского района, Зареченского, Селецкого, Рыбинского сельских поселений провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выявляются факты не приятия соответствующих мер по противодействию терроризму и в образовательных учреждениях Максатихинского района.
Прокуратурой Максатихинского района в 1 полугодии 2015 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в МБДОУ «Детский сад № 2», МБДОУ «Детский сад №3», МБДОУ «Детский сад № 5». Проведенной проверкой установлено следующее.
В нарушение требований п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006г. «О противодействии терроризму», п.п. «в» п. 3, п.п. «д» п. 11, п.п. «б» п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 в МБДОУ «Детский сад № 2», МБДОУ «Детский сад №3», МБДОУ «Детский сад № 5», надлежащим образом не приняты меры к обеспечению антитеррористической защищенности помещений данных образовательных учреждений, а именно в помещения МБДОУ «Детский сад № 2», МБДОУ «Детский сад №3», МБДОУ «Детский сад № 5» имелся свободный доступ посторонних лиц, что представляло собой угрозу безопасности воспитанников детских садов и создает условия которые могли привести к возможности совершения террористического акта.
В связи с выявленными нарушения прокурором района в адрес начальника управления образования Максатихинского района, директоров МБДОУ «Детский сад №3», МБДОУ «Детский сад № 5» внесены представления об устранении нарушений требований федерального законодательства. Данные представления рассмотрены и удовлетворены, 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, нарушения фактически устранены.
Имеют место случаи ненадлежащего исполнения обязанностей и другими организациями в части принятия мер, направленных на противодействие терроризму.
В ходе проведения проверок соблюдения законодательства о противодействии терроризму в жилом секторе в 1 полугодии 2015 года прокуратурой района выявлены следующие нарушения закона.
В нарушение законодательства о противодействии терроризму, в многоквартирных домах п. Максатиха, доступ в подвальные и чердачные помещения не был ограничен и имелся свободный доступ посторонних лиц в чердачные и подвальные помещения. В чердачные и подвальные помещения могли проникнуть лица без определенного места жительства, лица, ведущие антиобщественный образ жизни, которые могли устроить поджоги и т.д. Кроме того, был открыт свободный доступ для лиц, занимающихся террористической деятельностью, которые могли бы совершить террористические акты.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором района в адрес директора управляющей компании внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Данное представление рассмотрено и удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, выявленные нарушения устранены.
Вызывает обеспокоенность обстановка на территории Максатихинского района в сфере межнациональных отношений. Ранее факты конфликтов на межнациональной почве на территории района не были зафиксированы.
Так, например, в январе 2015 года один из местных жителей Максатихинского района совершил противоправные действия в отношении двух граждан Узбекистана, а также позволил себе высказывания в публичном месте в присутствии нескольких граждан Российской Федерации, направленные на разжигание межнациональной розни, при этом унижающие достоинство граждан Узбекистана по признаку национальности и языка. По данным фактам в настоящее время Бежецким МСО СУ СК РФ по Тверской области окончено предварительное следствие, уголовное дело в отношении вышеуказанного местного жителя по ст. 116 ч. 2 п. «б» УК РФ (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль по мотивам национальной ненависти), ст. 139 ч. 1 УК РФ (незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица), ст. 282 ч. 1 УК РФ (действия направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам национальности, языка, совершенные публично) направлено в суд. До настоящего времени данное уголовное дело судом не рассмотрено.
Прокуратурой района в указанных сферах систематически проводятся соответствующие надзорные мероприятия. Обращаем внимание жителей Максатихинского района, что в случае наличия информации о возникновении угрозы совершения террористических актов на территории Максатихинского района, а также о проявлениях экстремизма, либо о совершении правонарушений и преступлений на межнациональной почве, имеется возможность сообщать о данных фактах в прокуратуру Максатихинского района по телефону 8 (48253) 2-25-05, либо в Максатихинское ОП по телефону 8 (48253) 2-10-37.
С целью разъяснения законодательства в указанной сфере предлагаем руководителям предприятий, учреждений, организаций приглашать сотрудников прокуратуры Максатихинского района для участия в собраниях, совещаниях, заранее уведомив органы прокуратуры об интересующих вопросах.
Помощник прокурора района юрист 3 класса Дубровин В.А.