Новый кодифицированный нормативный акт призван урегулировать порядок осуществления Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Кодексом предусмотрено две формы участия прокурора в административном судопроизводстве.
Во-первых, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Вместе с тем, прокурор не вправе заключить соглашение о примирении и не несет обязанность по уплате судебных расходов.
Кроме того, прокурор обязан уведомить гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Следует иметь в виду, что в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Однако, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В случае отказа же прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд должен оставить соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, только если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.
Вторая форма участия прокурора в административном судопроизводстве состоит во вступлении в процессе для дачи заключения по административному делу в установленных случаях: по делам об оспаривании нормативных правовых актов; о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке в лечебное учреждение; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении и др.
Прокурор, вступающий в процесс для дачи заключения, является гарантом соблюдения законности и справедливости при рассмотрении дела и вынесении решения.
Таким образом, законодатель наделил прокурора в административном судопроизводстве особыми, специальными правомочиями, позволяющими в полной мере осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
А. В. Марченко, помощник прокурора района.