В течении последних лет федеральным законодателем проведена значительная законотворческая работа, направленная на профилактику и борьбу с лесными пожарами.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» внес в законодательство в области охраны лесов от пожаров изменения, направленные на повышение ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан.
Круг лиц, ответственных за состояние прилегающих к лесу земель, максимально расширен. В перечень вошли органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также собственники земель.
Одновременно (постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 807) скорректированы Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, и Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2007 №417.
Согласно указанным документам, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99).
К примеру, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности в лесах путем осуществления действий по выжиганию хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ).Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за экологические преступления, в том числе за незаконную рубку лесных насаждений (статья 260), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261), санкции данных статей предусматривают наказание, в том числе в виде лишения свободы (максимальный срок до 10 лет).
Помощник прокурора района Марченко А.В.