В связи с поступлением обращений граждан по вопросам перевода объекта недвижимости в дом блокированной застройки с целью дальнейшей догазификации домовладения, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области информирует о процедуре перевода объекта недвижимости в дом блокированной застройки.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации блокированные жилые дома – это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенные на отдельном земельном участке и имеющие выход на территорию общего пользования.
Возможность внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), касающихся изменения сведений в отношении домов блокированной застройки урегулирована ст. 16 Федерального закона от 30.12.2021 № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 476-ФЗ), вступившим в законную силу 01.03.2022.
На основании ч. 1 ст. 16 Закона № 476-ФЗ блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
В соответствии с вышеуказанными положениями Закона № 476-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений.
Так, в случае если право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в отношении всех квартир (либо иных других жилых помещений) в здании (двухквартирном доме), однако такие помещения соответствует признакам блока в доме блокированной застройки, а именно — расположены в жилых домах с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, то собственники указанных помещений (блоков) в праве своим совместным решением уполномочить одного из собственников на обращение с соответствующим заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части изменения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в орган регистрации прав.
Таким образом, законом предусмотрено именно совместное решение всех собственников помещений.
При наличии указанного выше решения на изменение статуса дома, уполномоченное совместным решением собственников помещений (блоков) лицо может обратиться с соответствующим заявлением (заявлениями) в один из удобных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), предоставив указанное выше совместное решение собственников.
Заявления об осуществлении соответствующих действий будут сформированы сотрудником МФЦ при обращении.
Решение, указанное в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, может содержать указание на решение таких собственников о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки.
В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка.
Действующее законодательство допускает оформление прав на землю собственниками блоков жилого дома блокированной застройки. При этом необходимо учитывать, что жилые блоки могут быть расположены исключительно на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования, и иметь выход на территорию общего пользования (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).