Правила продажи алкогольной продукции и ограничения по ее реализации определены Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Данным законом установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 22 до 10 часов по местному времени. Запрет на продажу алкоголя в ночное время не распространяется на организации, реализующие алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания.
Чтобы избежать приобретения некачественной и опасной алкогольной продукции, необходимо помнить, что осуществлять покупку алкогольных напитков следует только в стационарных торговых предприятиях. Организации, осуществляющие продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь лицензию на данный вид деятельности, которая размещается в доступном для ознакомления месте.
Законодательством РФ запрещена реализация алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, торгово-остановочных павильонах, на оптовых и розничных рынках. Также запрещена реализация алкогольной продукции дистанционным способом (через сайты в сети Интернет). Покупая под видом известных марок суррогаты алкогольной продукции, потребители подвергают риску свое здоровье и жизнь. Употребление суррогатной алкогольной продукции может привести к тяжелым последствиям и даже к летальным исходам.
На что необходимо обратить внимание потребителю:
1. При выборе алкогольной продукции следует обратить внимание на стоимость товара. Минимальные розничные цены на водку, ликероводочную продукцию, бренди, коньяк и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов устанавливаются государством (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н). Так, цена на водку и ликероводочную продукцию крепостью 40 процентов содержания спирта в готовой продукции должна составлять не менее 194 рублей за бутылку объемом 0,5 л при продаже в розничной торговой сети;
2. Состояние упаковки алкогольной продукции: колпачок должен плотно прилегать к стеклу бутылки, не должен прокручиваться; при переворачивании бутылки её содержимое не должно вытекать. Внешний вид упаковки алкогольной продукции: коробка, бутылка, укупорочные средства не должны быть повреждены или деформированы; этикетка с информацией о продукте должна плотно прилегать к упаковке (бутылке, коробке), на упаковке алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, (медовухи) должны быть размещены акцизные марки. Название алкогольной продукции на марке должно совпадать с названием на этикетке, кроме того, на марке должна содержаться информация об объёмной доле этилового спирта в продукте, объем тары в литрах (дм3), которая должна также совпадать с информацией на этикетке. Марка должна быть целой без повреждений.
3. Проверить наличие на бутылке (упаковке) даты розлива, которая наносится производителем и должна быть легко читаемой и четкой;
4. Этикетка должна быть наклеена ровно без разрывов, перекосов и иметь полную информацию на русском языке, которая размещается на потребительской упаковке и содержит сведения: о наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; содержании этилового спирта в алкогольной продукции, объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ; дате изготовления и сроке годности.
5. Потребитель имеет право ознакомиться с сопроводительными документами на алкоголь, удостоверяющими легальность его производства и оборота. Это товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, кроме продукции Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории РФ, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
Все эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.