Согласно п.6 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому уполномоченные должностные лица при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении, а суды, принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности должны проверить, не истекли ли сроки, установленные ст.4.5 КоАП РФ.
Из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного.
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражноо Суда РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения, а также обстоятельства его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выраженное в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным неисполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения, либо вследствие вмешательства государства в лице уполномоченных органов, направленного на пресечение правонарушения.
Такое нарушение следует признать оконченным в момент прекращения лицом противоправных действий (бездействий), либо в случае не прекращения этих действий (бездействий) – в момент его выявления административным органом.
В случае выявления длящегося правонарушения после прекращения лицом противоправных действий (бездействия) либо в день прекращения таких действий (бездействия) срок давности следует исчислять с последнего дня, когда правонарушение совершалось. Указанный правовой подход исчисления срока давности за длящееся административное правонарушение, уже прекращенное на момент обнаружения, изложен в п.20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
А. В. Марченко, помощник прокурора района.